Еженедельные игровые онлайн-занятия по математике для Яндекс Учебника
#контент #методика #сценарий #сюжет #иллюстрации
Задача
Превратить школьную программу по математике в интерактивный онлайн-курс с игровыми заданиями и опубликовать первые уроки через 2 месяца после начала работ.Ключевые вводные
- Пользователи — ученики начальной школы, 1–4 класс.
- Все занятия и план обучения должны соответствовать официальной программе и ФГОС.
- Обучение должно быть построено на новой, а не традиционной дидактике (игровой подход, онлайн формат и адаптация под ученика).
Решение
Мы разработали готовые уроки, в которых каждая тема школьной программы «упакована» в приключенческий сюжет. Например, ученику надо помочь персонажам подготовить костюмы для карнавала или отправиться в путешествие на выставку Ван Гога. В итоге весь курс превращается в интерактивный сериал длиной в учебный год, в котором каждую неделю выходит новая серия с интерактивным заданием.Как мы смогли объяснить математику с помощью игровых заданий
Принцип 1: Плавное усложнение
Мы не начинаем с теории, а сразу предлагаем ребёнку задание. При этом оно обязательно должно быть настолько простым, чтобы ребёнок гарантированно справился.В результате он получает первый вдохновляющий опыт и с энтузиазмом берется за следующие. Каждое новое задание немного сложнее предыдущего: ребёнок сам не замечает, как начинает легко справляться с задачами, которые раньше могли показаться непосильными.
Например в уроке про умножение мы сперва предлагаем ребёнку буквально на пальцах посчитать результат умножения предметов (на этой стадии мы даже не называем это умножением!) Это позволяет плавно перейти к расчётам через серийное сложение, потом к умножению в традиционном виде: на этой стадии мы уже показываем способ записи, и далее ребенок сам составляет выражение по задаче.
В результате ребёнок быстро и комфортно проходит путь от состояния «ничего не знаю про умножение» до способности решать примеры.
Принцип 2: Задания с историей
Вместо абстрактных примеров мы погружаем ученика в мир интересных персонажей и сюжетов. При этом очень важно, что это мир знакомых для ребенка предметов и историй: никаких «хлеборобов, собирающих рожь в снопы» из знакомых нам учебников. И дело не в том, что с хлеборобами что-то не так: просто вокруг ребёнка есть предметы и явления, с которыми он уже знаком лучше :)Важно, что все задания имеют практический смысл, цель, понятную для ребенка. Яркие иллюстрации и персонажи не просто «украшают» столбик с примерами, а оказываются частью сюжета.
Например, урок про виды углов мы превратили в историю про настройку робота-пылесоса.
Принцип 3: Подстраиваемся под каждого ученика
Сценарий каждого урока нелинейный. Если ученик ошибается в каком-то задании, то мы объясняем ему, в чём он допустил ошибку, и даём подсказку. Если ученик ошибается второй раз, то даём еще более явную подсказку. Кстати, здесь очень помогает принцип «Плавное усложнение», ведь задание отличается от предыдущего только одной незначительной «надстройкой», и, если ребенок ошибся, то нам надо объяснить только этот момент, а не перебирать все возможные причины.Принцип 4: Не создаем лишних технических сложностей
На момент старта проекта у Яндекс Учебника уже были разработаны несколько готовых игровых механик: выбор правильного ответа из списка, соединение объектов, перетаскивание, раскрашивание, выбор области на экране и другие. Мы решили не создавать новые, чтобы не отнимать много времени у программистов, а подстроиться под те, что есть. Такой подход сэкономил заказчику много ресурсов и времени.Например, оба этих задания сделаны на одной механике, хотя для пользователя они очень непохожи друг на друга. Ученики получают красочные и необычные задания, при этом «под капотом» они изящно реализованы на базе одних и тех же принципов без лишних технических усложнений.