Четыре подростковых мифа о бизнесе

Курс «Деловая среда» для обучения подростков основам бизнеса появился довольно спонтанно: я давно хотел сделать что-то подобное для своего сына и детей знакомых. Последней каплей стал подслушанный в метро разговор двух молодых людей. Один из них вдохновенно рассказывал о «золотой жиле» в виде организации мойки с самообслуживанием на стоянке гипермаркета. По его словам, нужно всего лишь купить за 600 тысяч рублей подержанное оборудование, а дальше деньги начинают течь ручьём сами по себе. В тот же вечер я наметил даты занятий и сел писать программу.

Проекты «Банды умников» занимают почти всё моё время, поэтому курс должен был получиться коротким, понятным и очень конкретным. Я сфокусировал его на самых раздражающих меня мифах и заблуждениях о предпринимательстве. Наслушался я их, проведя больше тысячи собеседований с молодыми специалистами, больше половины из которых выпустились из вузов по специальностям, связанным с маркетингом, менеджментом и экономикой.

Всего получилось четыре занятия по четыре академических часа, проводить мы их стали по средам вечером прямо в переговорной нашего офиса. Отсюда и название — «Деловая среда».

Процесс обучающего курса Деловая среда.

1. «У меня есть потрясающая идея бизнеса — я уже практически богат!»

Людям очень нравятся идеи, появившиеся у них в голове, даже когда они совсем странные или банальные. Иногда настолько, что включается «туннельное зрение»: человек теряет связь с реальностью и здравым смыслом, полностью игнорирует критику.

Поэтому первое занятие я сфокусировал вокруг печальной, но правдивой статистики, что не менее девяти из десяти новых бизнесов закрываются в первые полгода. А самая частая причина — они оказываются просто-напросто никому не нужны, то есть ошибка была сделана на этапе генерации и оценки идеи.

Сразу к практике: рассматриваем десять краудфандинговых стартапов, и ребята пытаются угадать, какие из них в реальности оказались востребованы, а какие — нет. Был ли успешен проект портативных ветрогенераторов для пикников? Кистевого эспандера с зарядным устройством для телефона? Запуска частного спутника? Игровой приставки для собак? Мы анализировали презентации продуктов и пытались угадать, что нашло отклик в сердцах потребителей.

Примеры видео с бизнес-идеями.

Самая частая ошибка в поиске бизнес-идеи — человек измеряет её успешность через себя: свою жизненную ситуацию, свои установки, свой опыт. Если вы едите «Доширак», то автомат по продаже заваренной кипятком лапши будет казаться вам намного более удачной бизнес-идеей, чем человеку, который такую лапшу вообще за еду не считает.

На первых порах взглянуть на идею со стороны отлично помогает анализ через модели и опросники, которые заставляют посмотреть на ситуацию шире. Какую проблему решает продукт? Как люди сейчас её решают? Какие ещё варианты есть? Как много людей с такой проблемой? Главное, такие вопросы заставляют сомневаться, выдвигать гипотезы, анализировать, искать информацию.

Ещё специально для «Деловой Среды» была разработана настольная игра про генерацию бизнес-идей. Чаще всего новые идеи появляются на стыке разных технологий, потребительских аудиторий и ситуаций. В нашей игре участникам нужно было креативить идеи из довольно безумных сочетаний всего со всем. Очень важно, что в процессе приходится думать, прежде всего, о нужности и полезности предложенного продукта для потребителей.

Два парня внимательно слушают.

2. «О боже, это можно покупать за 100, а продавать за 500. Рентабельность 400%»

Когда люди, далёкие от бизнеса, осознают, что цена зёрен, молока и сиропа для их латте составляет 18 рублей, а заплатили они за него 200 рублей, они обычно изрекают что-то вроде: «Вот буржуи, обманывают людей: потратили 18 рублей, а 182 рубля — в карман!» Возможно, поэтому открытие собственной кофейни или бара — такая привлекательная для молодых людей идея. Впрочем, через несколько месяцев становится понятно, что доходы и расходы ведут себя абсолютно не так, как ожидалось.

Неправильная оценка финансовой модели бизнеса — огромная проблема. Да и не только бизнеса, но и обычных бытовых расходов. В России какое-то фантастическое количество людей, которые кредитуются на покупку машины и iPhone, а потом ещё и занимают деньги на продукты в «Деньги до зарплаты» под 2% в день.

В ходе занятия мы учимся разбирать бизнесы через модель постоянных и переменных затрат, сразу с формулами и в таблице.

Ведущий курса и ученик возле доски для записей.

Первое открытие: затрат оказывается намного больше, чем кажется сначала. В чашке кофе оказывается и зарплата баристы, и аренда, и стоимость оборудования, и реклама и ещё десятки статей расходов, о существовании которых можно и не узнать заранее.

Второе открытие: наша «суперприбыльная» кофейня, если мы неправильно спрогнозируем продажи кофе, будет тратить наши деньги с фантастической скоростью: чтобы быть в точке безубыточности, нужно уже серьёзно постараться.

Третье открытие: наша прибыль ведёт себя совсем не так стабильно, как наши расходы. Даже популярная кофейня большую часть дня… пустует.

В общем, миф «начну бизнес — попрёт прибыль» под тяжестью цифр и примеров успешно улетучивается, и оценки становятся намного более реалистичными. А для ещё большей связи с опытом мы разработали уникальную деловую игру, в которой каждый может прочувствовать на своей шкуре, каково это — бороться за рентабельность.

Трое детей играют в Codenames.

3. «Где найти клиентов? Ну… придут, кому надо. Может, рекламу в почтовые ящики разложу»

Третье заблуждение заключается в том, что клиенты таинственным образом «самозарождаются» при появлении бизнеса. Приходят откуда-то. Ну, там, Instagram можно завести или объявления расклеить.

Немного цифр: средний интернет-магазин может около 20% от своего оборота тратить на привлечение клиентов (а иногда и все 40%). То есть, чтобы получить заказ на 3000 рублей нужно 600 рублей потратить на тот или иной вид рекламы. И это ещё без других единовременных и постоянных затрат: создание и поддержка сайта стоит денег, да и сотрудники тоже не бесплатно работают.

Маркетинг — одна из самых сложных и дорогих частей большинства бизнесов, это одно из ключевых препятствий при выходе на рынок и поле самой острой конкурентной борьбы. Если наш товар или услугу не покупают, если у нас нет клиентов — всё остальное бессмысленно.

Дети слушают Сергея Пархоменко.

Новички часто понимают маркетинг очень узко — как выбор канала для рекламы. Это лишает их маневра при принятии решения: слишком мало параметров, которые можно менять в поисках проблемы и эффективной комбинации.

На занятии мы берём за основу классические 4P маркетинг-микса: product, price, place, promotion. Важно, чтобы ребята научились объёмно видеть от каких вещей может зависеть эффективность, что можно менять и как оценивать результат. Если в нашей пирожковой не покупают пирожки, а мы будем лишь беспомощно перебирать разные цвета вывески — вряд ли мы достигнем успеха. А ещё мы используем специально разработанную для курса маркетинговую игру, которая помогает наглядно показать этот процесс генерации гипотез и их проверки.

Дети обсуждают бизнес-идеи.

4. «А теперь просто нанимаем хороших сотрудников, и они хорошо работают»

Тема найма на работу для подростков-школьников настолько же актуальна, насколько они мало о ней знают. Никто из них не пробовал найти работу, никто из них не анализировал спрос и предложение на рынке труда. Для них шоком оказывается тот факт, что на интересную вакансию может претендовать несколько сотен соискателей. Для них абсолютная неожиданность, что их зарплатные ожидания больше похожи на фантазии, и рынок труда устроен совсем по-другому.

Тему найма мы разбираем и со стороны работодателя-предпринимателя, и со стороны сотрудника. И там, и там сплошное разрушение мифов.

Дети и Сергей Пархоменко за столом.

Когда мы хотим нанять сотрудника, нам нужно среди всех кандидатов выбрать того, кто будет хорошо работать. Причём абсолютно все кандидаты уверенно заявляют, что работать будут всенепременно хорошо. А ведь если мы в нашу кофейню наймём плохого баристу, то до точки безубыточности мы можем никогда не добраться. И, напротив, дельный сотрудник может в считанные недели создать нам постоянную клиентуру. Выяснить на основании беседы, кто из соискателей именно этот человек, — совсем не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.

Если мы в другой ситуации — наоборот, хотим пройти собеседование на желанную должность, хорошо бы понимать, по каким критериям нас оценивают и зачем задают всякие странные вопросы. На занятии каждый может побыть в обеих ролях в ходе деловой игры, где мы разбираем самые популярные методы оценки на собеседованиях. Я очень старался сделать простой «детский» курс про самоочевидные вещи. Однако, к моему удивлению, на него поступило и несколько запросов от вполне себе взрослых людей, да и сотрудники «Банды умников» с интересом участвуют. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до взрослых.

***

Вообще, когда я планировал это, то предполагались просто посиделки с разговорами о бизнесе. Так, не напрягаясь, после рабочего дня — уж у меня-то историй хватает на эту тему.

Но, чёрт побери, больше 10 лет карьеры в бизнес-тренингах вот так просто в окошко не выбросишь: в итоге всё равно мы потратили кучу сил, чтобы проработать занятия на хорошем взрослом уровне: бизнес-кейсы, слайды, практические задания, деловые игры. Очень наглядно, что можно показывать цифры и примеры прямо из опыта «Банды умников».

Более того, мы ещё и проработали одну из деловых игр с полным оформлением и методикой проведения для ведущего — «Стартап-конструктор»!

Игра Стартап-конструктор

80 карт: целевые аудитории, современные технологии, проблемные ситуации, модели монетизации, локации использования и пр. Каждая микрогруппа вытягивает четыре карты из разных категорий. И им нужно на основе выпавших карт разработать бизнес-идею и представить её остальной группе. В общем, креативно и драйвово даже в компании из трёх человек. Классный тренажёр, который учит использовать воображение в направлениях заданных бизнес-условий.

Дети играют в Стартап-конструктор.

Войти

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации.

Выслать
Регистрация

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить