Интервью с Сергеем Пархоменко для журнала «Семейное образование»

Какого подхода к семейному образованию Вы придерживаетесь, по какой программе занимаетесь, если она есть?

Программы в классическом смысле у нас нет. Конечно же, есть своё видение по разным предметам и темам. Но самое главное, мы стараемся дать ребёнку возможность заниматься интересными для него вещами: это занятия в кружках и клубах, книги, поделки, спорт. Наша программа — чтоб было интересно и познавательно.

Изучение школьной программы не является для Никиты центральным, самым главным делом, как для большинства его сверстников. Он должен каждый год сдавать аттестации по школьным предметам, но для этого нет необходимости тратить каждый день полдня на подготовку.

А как Вы подбираете занятия для ребёнка?

Во-первых, в силу профессии и образования, я хорошо понимаю, как формируются разные навыки и знания у детей и взрослых, во-вторых, хорошо знаю своего сына, его интересы и способности. Исходя из этого, я или подбираю какие-то вещи из пособий, или пишу задания сам.

Обычно я стараюсь выстроить задания так, чтобы Никита мог самостоятельно научиться делать новые вещи с минимальными пояснениями с моей стороны или вовсе без пояснений, делаю так, чтобы решения предыдущих заданий подсказывали ход решения следующих, более сложных.

Как используете игровое образование в личном опыте семейного обучения, как почему пришли именно к игровому подходу?

Когда Никите было года четыре, я столкнулся с традиционным директивным подходом и обнаружил, что ребёнку он никак не подходит. Если он не видел смысла в задании, ему очень сложно было его делать. Тогда я и начал искать альтернативные подходы.
Сам я, кстати, научился считать до тысячи лет в пять, читать я тоже начал до школы, и специально меня этому не учили. Просто я младший ребенок в семье, а дети постарше играют в «тысячу» и в «сто одно». Считают очки. Ведут запись. Ну, и куда деться? Ты берёшь и тоже начинаешь играть и считать, просто потому, что хочешь это делать.

В общем, я быстро нашёл много идей, намного более интересных, чем традиционные методические пособия для садика и начальной школы. Потом я убедился, что самые эффективные методы в то же время наиболее увлекательны. Когда ребёнок вовлечён, когда ему интересно, обучение происходит быстро, само собой. Ребёнок понимает и осваивает такие вещи, которые традиционным методом можно даже не мечтать объяснить.

Контроль детей перед аттестацией всё равно же должен быть. Сверяетесь ли Вы с методичкой?

Да, хотя бы потому, что в программе начальной школы есть вещи, на которые, если вовремя не обратить внимание, могут просто поставить в тупик. Например, ребёнок должен знать, что такое повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения, именно эти формулировки. Я помню Никита замешкался с этим, хотя он прекрасно понимал, как их читать, и в каких случаях ставить вопросительные и восклицательные знаки.

Поэтому мы периодически сверяемся с учебниками, не упустили ли чего-то в плане вот таких формальных вещей, задания из учебников тоже ребёнок должен уметь делать, понимать этот язык, способ записи и так далее.

Можно ли с помощью игр покрыть все предметы необходимые к сдаче аттестаций или кроме игр приходится привлекать дополнительные материалы?

Технически, имея какой-то штат методистов и несколько лет, такую задачу решить можно. Сумели же мы «упаковать» в настольные игры даже такие темы, как дроби или умножение!

Я несколько лет вёл кружок для сына и друзей, где мы, большей частью, играли, и, по опыту, игру можно придумать практически по любой теме.

Сейчас Никита каждый день выполняет и традиционные задания, которые я составляю или подбираю. Стараюсь, чтобы они соответствовали определённым критериям и, как минимум, не разрушали его учебную мотивацию, чтобы они были содержательны и интересны для него.

Не перестает ли игра восприниматься таковой, когда она становится обязательной?

Всё что угодно перестаёт, если сделать это обязательным и чрезмерным, будь то поедание тортов или катание на карусели. Если жёстко и директивно настаивать на любом занятии, невзирая на потребности и желания ребёнка, то это вызовет только негатив и будет убивать мотивацию.

Но у меня никогда не было ситуации, когда мне приходилось бы делать игру обязательной.

Как устроен технически образовательный процесс в Вашей семье? Сын занимается сам или вместе с вами? Сколько времени уходит у Вас на подготовку, а у ребенка на то, чтобы «пройти» какой-то материал?

Мы живём, общаемся, занимаемся разными делами, вовлекаем ребёнка и учим его новому — всё это и есть образование. В семье мы не мыслим образование как процесс, который происходит в особое время в специальном месте по обязательной программе. Процесс образования происходит всегда: когда мы разговариваем, когда мы обсуждаем что-то, когда сын помогает что-то делать.

Поменять колёса зимние на летние, например, — для меня это образование. Здесь сложный алгоритм действий, надо знать технику безопасности, это занятие требует точности и физической силы, и в жизни навык применимый. И чем это хуже какого-то другого образовательного навыка? Ничем. То же касается умения готовить еду или делать покупки.

Чем больше ты с ребёнком общаешься, объясняешь, показываешь, увлекаешь его в какие-то сугубо практические вещи, тем умней и опытней он становится.

Из формального — по утрам, в течение часа, Никита самостоятельно делает приготовленные мной с вечера задания на формальные навыки: письмо, счёт. Ещё есть задания по английскому. В те вечера, когда есть такая возможность, стараемся вместе читать книгу, интересную для обсуждения.

Как долго Вы планируете заниматься с Никитой самостоятельно?

Я не знаю, во многом это зависит от него. Он уже всё больше вещей может брать на себя в плане освоения формальной школьной программы для подготовки к аттестации. Может быть, через год или два он сможет сходить в библиотеку и подготовиться к аттестации самостоятельно. А может быть, он захочет пойти в школу на очную форму, в этом я тоже не вижу проблемы.

Нас больше всего волновала именно начальная школа, она наиболее травматична для ребёнка как в плане физического здоровья, так и в психологическом плане. Нашей задачей было сделать так, чтобы в этот период он находился в более позитивной и эффективной обучающей среде.

Кто еще вовлечен в обучение? Бывает ли такое, что сын предоставлен сам себе, и как долго такое бывает?

Тут всё как обычно: родители, ведущие и преподаватели кружков, секций, клубов. В прошлом году мы с несколькими другими «нешкольными» семьями в течение года два раза в неделю по полдня организовывали занятия для наших детей, я вёл там математику, другие родители вели окружающий мир, русский, английский, ещё привлекли преподавателя музыки — интересный был опыт.

Про свободное время: в разные периоды Никита сам себе предоставлен на разное время, в целом мы стараемся, чтобы у него было такое время. Летом на даче они с другом дни напролёт строили плотины на озере, в выходные он может по полдня носиться с другими детьми по площадке. Из своего любимого Лего он готов часами конструировать. Время для отдыха и для своих дел у ребёнка, конечно же, должно быть.

Есть ли какое-то дополнительное образование: кружки, секции, муз. школа и т.д. Если да, то как Вы выбираете эти кружки?

Да, конечно есть. Выбираем вместе с Никитой, ему же туда ходить. Ну, кроме каких-то обязательных на наш взгляд вещей, вроде английского.
У нас около дома есть ЦВР, в котором есть кружки и секции. Никита ходит туда уже второй год, в два-три кружка. В прошлом году один из кружков, которые он выбрал, было валяние из шерсти. Он был единственным мальчиком в группе, и он весь год валял из шерсти какие-то вещи, ему нравилось.

Также Никита увлекается лего-конструированием и моделированием, ходит на секцию туризма и в бассейн.

Используются ли на них игровые методики?

Да, естественно. Или играют, или что-то другое осмысленное делают, мастерят или учатся узлы вязать.

Общее у всех этих мест то, что они не завязаны на какую-то программу, под которую нужно «согнуть» всех детей. К примеру, на кружке моделирования кто-то моделирует, кто-то не очень, кто-то делает сложное, кто-то простое. Один ребёнок только на минуту может сконцентрироваться, другой — на полчаса. Преподавателя это не беспокоит особо, потому что у него нет задачи, чтобы в конце года каждый ребёнок сдал норматив по моделированию.

Комментарии (0)

comment.username

Понравилась статья?

Пожалуйста, оставьте комментарий!

Войдите через ВКонтакте

Вход

Нет аккаунта?
Войти

Восстановить пароль

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации

Восстановить

Регистрация

Уже зарегистрированы?
Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить