Охота пуще неволи*, или про опору на внутреннюю мотивацию

Во многих рекомендациях для педагогов и родителей указано, что обучающие занятия с ребёнком 4-5 лет должны длиться 10-15 минут, поскольку нервная система ребёнка быстро истощается, а навык удержания внимания ещё не сформирован. Потом нужно делать перерыв или переключаться на другой вид деятельности. При этом своими глазами можем убедиться, что дети могут чуть ли не часами неотрывно собирать что-то из конструктора, с энтузиазмом ковыряться в луже, рисовать каракули, возиться с куклами или машинками. При этом не наблюдается признаков экстремального нервного истощения, и внимание вполне себе успешно удерживается на одном виде деятельности.

А ещё большинство родителей имели возможность убедиться, что ребёнок может часами уныло сидеть над неинтересным и скучным для него заданием, которое ему вполне по силам сделать за несколько минут. Он будет бесконечно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, будет неверно понимать задание, путать буквы и цифры, делать нелепые ошибки, изматывать нервы взрослым которые с ними занимаются, делать всё кое-как.

Немного психологической теории

Если не вдаваться в тонкости, то мотивацию можно условно разделить на два типа: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — это когда человек хочет что-то сделать потому что у него возникло такое желание, внешняя — это когда он вынужден это делать в силу обстоятельств.

С внешней мотивацией всё понятно: это уговоры, угрозы, посулы, шантаж, подкуп и пр. В отношении обучения она работает, но не так здорово, как хотелось бы. КПД невелик, постоянный контроль требует много ресурсов, эмоциональный контакт с ребёнком так себе (ну а как ему относится к людям, которые заставляют его делать то, что ему скучно и неприятно?)

Есть и ещё одна проблема: ребёнок в таких условиях заинтересован не в максимальной продуктивности обучения, а в том, чтобы добиться соответствия контрольным критерия — например, получить хорошую оценку.

Зато применять метода кнута и пряника технически просто, это  не требует высокой квалификации, сложной проработки методики, позволяет оперативно контролировать ситуацию, с лёгкостью может применяться к большим группам разом.

Внутреннюю мотивацию, в свою очередь, можно разделить на два подтипа: ориентированная на процесс и ориентированная на результат.

В первом случае (ориентация на процесс) ребёнка по каким-то причинам увлекает сам процесс обучения, например, за счёт интереса к новым объектам, игровой формы, соревновательности, красочных пособий, формы взаимодействия, «природного» интереса к какой-то теме или виду деятельности (машины, оружие, конструирование, социальное взаимодействие, животные).

 

Во втором случае (ориентация на результат) ему интересно что-то, что он сможет сделать с использованием полученных знаний и навыков. То есть он знает, зачем он учится тем или иным вещам, и это его мотивирует. Например, мой пятилетний сын хочет сам совершать покупки в магазине, помогать мне в хозяйственных и ремонтных делах — а для этого нужно читать, считать, измерять, знать названия инструментов и пр.

Самый высокий КПД достигается в случае, если сочетаются ориентация на процесс и ориентация на результат: человек чувствует применимость получаемых знаний и навыков, и при этом процесс обучения интересен для него.

Педагогическая действительность

В общем-то никто и не спорит, что эффективность обучения на порядок выше, если есть внутренняя мотивация и интерес к делу. Но на практике довольно редко встречаются преподаватели, которые активно опираются на внутреннюю мотивацию при организации учебного процесса, и, как следствие, учеников, которые активно демонстрируют внутреннюю мотивацию, тоже немного. Вот два важных аспекта этой проблемы:

1. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы ребёнку было интересно

При обучении детей внешнее стимулирование при обучении работает ещё хуже, чем при обучении взрослых. Ребёнок более ориентирован на текущий процесс, нежели на его последствия,  на действия, а не прогнозирование результатов.

Мама, которая пытается заставить ребёнка «прочитать текст как следует», когда ребёнок абсолютно не демонстрирует интерес к этому, не учитывает это. Она говорит «прочитай скорей и пойдёшь играть», «не встанешь отсюда пока не прочитаешь», «ты же знаешь, каждый день мы должны читать по странице». Она начинает ругать и корить его. Ребёнок начинает читать какие-то отдельные слоги, спотыкаясь, но слова у него не складываются (хотя, вроде как, он неплохо умеет это делать), он пытается угадывать окончания слов не дочитывая, он делает всё очень медленно… Мама срывается и начинает кричать — «Всё, раз не хочешь учиться читать — я больше не буду читать тебе на ночь! Сегодня никакого телевизора!» У ребёнка текут слёзы, он всхлипывает — занятие заканчивается…

В принципе, конечно, положительное и отрицательное подкрепление при достаточной настойчивости и последовательности дают некие результаты — но они далеки от реального потенциала ребёнка.

Нужно искать такие формы, такие методики, благодаря которым ребёнку просто-напросто нравиться заниматься обучением, которые увлекают его. Прежде всего, это всевозможные игры и практическая деятельность. Процесс интереснее при использовании новых для ребёнка предметов, красивых пособий, изображаемых персонажей, воображаемых ситуаций, физической активности, соревновательности и пр. — в общем, всем родителям неплохо известно, что детям на самом деле нравиться.

Существуют игры, где нужно читать, считать, писать, логически мыслить. Часть игр (вроде лото или «мемори») можно легко адаптировать для запоминания практически любой фактической информации.

2. Обучение должно быть выстроено так, чтобы ребёнок видел в нём смысл

Родители частенько пытаются мотивировать необходимость обучения какими-то вещами, которые имеют значение с их точки зрения, но имеют мало смысла с точки зрения ребёнка. «Тебе надо учиться, чтобы быть умным… в будущем стать… пойти в школу… получать хорошие оценки… потому что каждый должен…». Это вещи формальные, оценочные, относящиеся к далёкому будущему.

Между тем, смысл обучения для ребёнка может выражаться в немедленном позитивном, интересном для него результате, который он может использовать сию же минуту. А радость и гордость от достижения такого конкретного практического результата даёт отличную мотивацию двигаться дальше.

Сколько нужно заниматься «с нуля», чтобы получить какой-то практических результат от использования письма? При традиционном подходе для этого нужно:

  • познакомиться с буквами и звуками,
  • выучить буквы и звуки,
  • усвоить правила соединения букв в слоги,
  • научиться читать слоги,
  • научиться читать отдельные слова, соединяя слоги,
  • научиться писать буквы

...и так далее.

Всё это может потребовать довольно много занятий, и каждое из них может выглядеть бессмысленным для ребёнка, не приводить ни к какому важном для него результату. Вряд ли ребёнок будет выходить с занятия и с гордостью рассказывать «Сегодня мы выучили пять гласных букв, а завтра выучим слоги с ними!»

Но обучение грамоте можно сделать осмысленными с первых же минут. Например, берём набор карточек с изображениями цветов, котят, инструментов, автомобилей и пр., и предлагаем ребёнку подарить их маме и папе. Чтобы они не перепутали, кому что, надо подписать, какие карточки больше понравятся маме, а какие – папе. Объяснить ребёнку 4-5 лет идею обозначения звуков с помощью знаков, показать буквы и «М», «П» и «А», и как они соединяются в слова «МАМА» и «ПАПА» можно минут за десять. После этого он уже может абсолютно сам подписать карточки, чтобы порадовать ими родителей. И все следующие занятия можно строить так, чтобы ребёнок чувствовал практический результат от них, и радовался своим достижениям.

Другой пример: наш сын уже умел читать отдельные слова, читал вывески на улица и т.д., и мы решили, что надо «поднажать» чтобы он перешёл на уровень беглого чтения. Мол, если для него чтение станет более простым и быстрым делом — начнёт книжки читать.

Накупили книжек на интересные ему темы с минимальным количеством текста – картинки смотрит, но не читает. Стали «заниматься» чтением — всё через силу, никак не хочет. Бросили это дело. Стали с женой писать друг другу «тайные» записки большими печатными буквами и вешать на холодильник.  И тут выяснилось, что объём текста, который он раньше с титаническими усилиями читал минут десять, он может прочитать меньше чем за минуту, когда он видит в этом смысл. В течение месяца прогресс в чтении стал вполне достаточный, чтобы он мог читать текст с новыми длинными словами, набранный довольно мелким шрифтом.

Справедливости ради нужно отметить, что, продвинувшись в навыках чтения, он не взялся немедленно за чтение книг. Оказалось, ему это пока просто-напросто неинтересно… Прошёл почти год до того момента, как чтение стало для него интересным делом.

***

Ключевым преимуществом подхода к обучению является то, что он позволяет поддерживать и развивать природную любознательность, формировать искренний интерес к обучению. Благодаря этому с возрастом ребёнок всё больше будет учиться самостоятельно и по своей инициативе.

*Не все точно  понимают значение этой пословицы, поскольку она появилась в 17 веке, и с тех пор значение слов несколько изменилось. Поэтому на всякий случай оговорюсь, что буквальное значение этой старой русской пословицы в том, что собственные желания, стремления, пристрастия («охота») сильнее, чем принуждение, необходимость («неволя»); нельзя добиться принуждением тех результатов, которые достигаются по собственному желанию. 

Комментарии (0)

comment.username

Понравилась статья?

Пожалуйста, оставьте комментарий!

Войдите через ВКонтакте

Вход

Нет аккаунта?
Войти

Восстановить пароль

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации

Восстановить

Регистрация

Уже зарегистрированы?
Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить