Почему я не занимаюсь математикой с дочкой

Недавно на семинаре по обучению дошкольников математике меня спросили примерно так: «С вами всё понятно, вы математик, а как же организовать занятия с ребёнком в обычных "домашних" условиях во время ежедневных дел?» И мой ответ, что никаких отличий между математиками и не-математиками нет, не всегда вызывает доверие. Или мне ребёнка специального выдали, «математического», или я какую-то сложную программу придумала, по которой и занимаемся.

Есть общепринятое мнение, что для занятий математикой нужно непременно создать особые условия, подготовить кучу заданий, перечитав множество пособий. И всё это выглядит таким непомерным трудом, что проще и не браться.

На самом деле математика — это очень предметная наука, которую мы используем в жизни постоянно, поэтому любая ситуация может превратиться в интересное занятие и отличную тренировку. Не нужно пытаться выкроить время для специального занятия, можно научиться видеть математику во всём, для этого нужно лишь немного приноровиться.

На словах всё звучит хорошо, а как это получается на самом деле? Вот несколько случаев из нашей с Аней жизни.

***

Мы зашли в кафе погреться и выпить чаю. Пока расплачиваемся, я даю Ане сдачу и говорю: «у нас было 100 рублей, а осталось вот столько. И сколько мы потратили на чай?» Берёт, пересчитывает монетки, думает, пока чай ещё слишком горячий. Посчитала!

Сидим дальше, и тут Аня замечает на подносе пакетик с сахаром. На нем написано «5 гр.»
— Пять граммов сахара, — говорит она.
— Хорошо, а сколько тогда граммов в двух пакетиках?
— Десять!
— А в трех? (Тут уже надо подумать, под столом подключаются пальцы).
— Пятнадцать!
— Здорово, а сколько пакетиков мне нужно, если я хочу взять 10 граммов сахара?
— Два!
— А если у меня было пять пакетиков и я использовала 15 граммов, то сколько пакетиков у меня осталось?
— Два!

Не все вопросы решаются слёта, иногда приходится и пальцы загибать, и пакетики перед собой выкладывать. Но ей нравится, сидит, на стуле ёрзает — ещё задачек хочется! Решаем пока не надоедает, а потом идём дальше гулять.

IMG_0124web.jpg

***

Делаем новогодние аппликации-ёлочки из цветной бумаги. После работы остаётся много цветных обрезков, их жаль выбрасывать. И я начинаю вырезать из кусочков разные фигурки: квадратики, прямоугольники, неправильные многоугольники. И все они разноцветные. И пока Аня приклеивает ёлочки, я её спрашиваю:

— И сколько тут у нас квадратов?
— Два.
— А прямоугольников?
— Два.
— А квадрат — это прямоугольник?
— Да!
— Значит, сколько тут прямоугольников?
— Четыре!
— Верно!
— А вот у этой фигуры сколько углов? (Фигура хитрая с вогнутым углом).
— Четыре! (Считает верно, хитрый угол не запутал).
— А чего больше: квадратов или четырёхугольников?
— Квадратов? (Так, будем разбирать подробнее).
— Давай сюда складывать четырехугольники, а сюда — квадраты.

Разложили, и тут возник вопрос: «а квадрат — четырёхугольник?» В общем, с классификацией разобрались. А тут ещё идея со множествами.

«Давай с одной стороны класть четырёхугольники, а с другой — красные фигурки». Самое интересное получается, когда попадается красный четырёхугольник. Оказывается, что он является «мостиком» между двумя группами. (Если математически, то пересечением двух множеств). Ещё поискали пересечения у других фигурок, и вернулись к нашим ёлочкам.

IMG_9882web.jpg

***

Даже работающим мамам приходится готовить еду, так что на кухне мы часто вместе. А у нас есть очень полезная штука — кухонные весы. Каждый рецепт мы проверяем и делаем вместе. «Так, сколько тут у нас муки? Давай, насыпай. Ещё немного, ещё, достаточно! А давай проверим, столько стаканов воды будут весить так же? А как думаешь, молоко будет весить столько же, сколько и вода?»

Проверяем, всё измерили. Теперь, пока всё готовится на плите, можно углубиться в тему взвешивания.

— А давай сыграем, кто угадает вес! Как думаешь, сколько весит стакан воды?
Посмотрели, взвесили, чтобы убедиться.
— А сколько в килограмме граммов, помнишь?
— Сто! (Все дети любят число «сто», круглое и красивое)
— Точно? (Насупилась, не помнит).
— Ну, давай измерять. Вот у нас в пакете 2 килограмма муки. Сколько показывают весы?
— Две тысячи!
— Ага, это два килограмма, а сколько тогда в одном?
— Тысяча!
— Верно! А теперь давай взвешивать разные предметы и записывать вес. А теперь берём другие вещи и пытаемся угадать их вес с учётом того, что мы уже узнали. Можно подержать на руке похожие предметы. А если всё, что под руку попалось, взвесили — можно решать задачки типа «сколько нужно положить, чтобы получилось столько-то граммов». Пока играли — всё готово, можно идти обедать!

2.JPG

Комментарии (0)

comment.username

Понравилась статья?

Пожалуйста, оставьте комментарий!

Войдите через ВКонтакте

Вход

Нет аккаунта?
Войти

Восстановить пароль

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации

Восстановить

Регистрация

Уже зарегистрированы?
Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить