Когда кто-то узнаёт, что ребёнок на семейном обучении, он непременно спросит «А как же социализация?». Это очень странный вопрос из уст родителей, которые рассчитывают, что в школе ребёнку обеспечат полноценную социализацию и дадут все навыки для успешной самореализации в обществе.
Скорее всего, большинство людей имеют очень смутное представление о том, что такое социализация. Но совершенно точно знают: штука это очень нужная и происходит она исключительно в стенах школы.
Родителей детей на семейном обучении никто не спросит сначала: «А как же вы научите ребёнка?», «А не трудно ли это делать самим?», «А какими методиками вы пользуетесь?». Про само обучение вообще редко заходит речь — всем понятно, что в школе учат так себе, и вообще, это не главное там, а главное — это, конечно, социализация.
У людей в головах рисуется такая картина: хоумскулер круглые сутки сидит в четырёх стенах, изолированный от общества извергами-родителями.
Сидит, скучает, дезадаптируется и дичает с каждым днём. Когда ты большую часть своей жизни проводишь в школе, сложно представить, что этот процесс может протекать как-нибудь по-другому.
Представления о процессе социализации у многих настолько архаичны, что, рассказывая о семейном обучении снова и снова, я чувствую себя так, будто пытаюсь объяснить помещику из 1789 года, что в XXI веке продавать людей нельзя.
На самом деле школа имеет примерно такое же отношение к социализации, как столярная мастерская к хоровому пению.
Чем отличается успешный человек в плане взаимодействия с другими людьми? Что «работодатели мечты» так хотят найти в соискателях? По команде строем ходить в столовую, не бегать по коридору, носить сменку, поднимать руку перед тем, как что-то сказать?
Навык ведения проектов, работа в команде, лидерские качества, умение решать конфликтные ситуации, публичные выступления, нетворкинг и ведение переговоров. Это названия популярных бизнес-тренингов, те качества, которые стремятся приобрести менеджеры крупных компаний.
Как только мы берём конкретный ценный социальный навык или установку, мы сталкиваемся с тем, что в школе он формируется неэффективно, более того, школьная среда может подарить кучу вредных привычек, избавиться от которых будет невероятно сложно.
-
Работа в команде?
Максимум командности, которую обеспечивает школа, — работа на лабораторных по химии в группах два-три человека. Но работа в команде подразумевает самостоятельную разработку плана действий, распределение ролей, ответственность за результат. К сожалению, в процессе выполнения лабораторной работы руководит процессом всё-таки учитель, а задания выполняются по регламенту, который прописан в методичке. К тому же в школьных занятиях не предусмотрена цель, в которой заинтересованы все участники процесса. Система выстроена так, что самый заинтересованный персонаж здесь — учитель.
Лидерские качества?
Разделение класса на лидеров и аутсайдеров происходит по законам джунглей. Сильные особи, воспитанные в суровых условиях кулачных поединков и крепкого словца, выбиваются в неформальные лидеры класса. Слабые — записываются в «ботаники» или стараются не быть слишком заметными. Популяция середнячков, которым школьная программа и школьное мироустройство приходится в самый раз, находится в скромном меньшинстве.
Часто школьные звёзды гаснут при выходе в большую жизнь: в цивилизованном обществе за доказательство физического превосходства можно оказаться за решёткой, а не наверху пищевой цепочки.
Публичные выступления?
«Ага! Публичные выступления — это именно тот навык, который формируется при ответе у доски!» — скажете вы. Но не тут-то было. Давайте посчитаем: в среднем, на ответы у доски уходит 15 минут урока. В лучшем случае это 90 минут в день. Три минуты на каждого ученика. Какие хоть сколько-нибудь внятные навыки можно сформировать за три минуты?
А теперь вспомним, что публичные выступления — это когда ты рассказываешь что-то содержательное по теме, вовлекаешь в обсуждение и делаешь выступление интересным, отвечаешь на вопросы и аргументируешь. В школе эта ситуация до смешного искажена: перед тобой аудитория в 30 человек, которым абсолютно всё равно, что ты говоришь, а слушает тебя только учитель. Эдакий опрос при свидетелях.
Умение решать конфликтные ситуации?
Отчего в классе обычно возникают конфронтации? Школьники, которым нечего делать начинают «дружить против кого-то». Скука толкает на самые разные поступки — от «пойдём выйдем на перемене» до немой забастовки класса против ученика. И причины могут быть разные: ботинки слишком яркого оттенка или увлечение учёбой. Как опыт такого несодержательного конфликта может пригодиться в жизни? Школа не учит последовательно и разумно подходить к решению конфликтных ситуаций. Она учит не высовываться, не быть белой вороной, держать своё мнение при себе.
Нетворкинг и ведение переговоров?
Вернёмся к организации учебного процесса: на общение в школе отведены 10-15 минут на перемене. Перейти из кабинета в кабинет, сходить в столовую, перекинуться парой слов с соседом по парте — когда здесь учиться выстраивать эффективную коммуникацию?
Школьный класс — случайная группа детей одного возраста, в которой участники оказываются, по сути, принудительно. Из года в год состав коллектива если и меняется, то совершенно незначительно. Это крайне ограниченный социальный опыт, и роли в группе остаются здесь неизменными долгими годы. Из взрослых, которых можно использовать в качестве ролевых моделей, — только учителя, демонстрирующие довольно скудный репертуар социальных ситуаций. Больше это похоже на изоляцию, чем на адаптацию к «большой жизни».
Поэтому, когда услышите, что кто-то собирается в школу, обязательно спросите: «А как же социализация?»
Автор: Сергей Пархоменко
Источник: mel.fm
Комментарии (0)
Понравилась статья?