Собираетесь в школу? А как же социализация? (Сергей Пархоменко)

Когда кто-то узнаёт, что ребёнок на семейном обучении, он непременно спросит «А как же социализация?». Это очень странный вопрос из уст родителей, которые рассчитывают, что в школе ребёнку обеспечат полноценную социализацию и дадут все навыки для успешной самореализации в обществе.

Скорее всего, большинство людей имеют очень смутное представление о том, что такое социализация. Но совершенно точно знают: штука это очень нужная и происходит она исключительно в стенах школы.

Родителей детей на семейном обучении никто не спросит сначала: «А как же вы научите ребёнка?», «А не трудно ли это делать самим?», «А какими методиками вы пользуетесь?». Про само обучение вообще редко заходит речь — всем понятно, что в школе учат так себе, и вообще, это не главное там, а главное — это, конечно, социализация.

У людей в головах рисуется такая картина: хоумскулер круглые сутки сидит в четырёх стенах, изолированный от общества извергами-родителями.

Сидит, скучает, дезадаптируется и дичает с каждым днём. Когда ты большую часть своей жизни проводишь в школе, сложно представить, что этот процесс может протекать как-нибудь по-другому.

Представления о процессе социализации у многих настолько архаичны, что, рассказывая о семейном обучении снова и снова, я чувствую себя так, будто пытаюсь объяснить помещику из 1789 года, что в XXI веке продавать людей нельзя.

На самом деле школа имеет примерно такое же отношение к социализации, как столярная мастерская к хоровому пению.

02.jpg

Чем отличается успешный человек в плане взаимодействия с другими людьми? Что «работодатели мечты» так хотят найти в соискателях? По команде строем ходить в столовую, не бегать по коридору, носить сменку, поднимать руку перед тем, как что-то сказать?

Навык ведения проектов, работа в команде, лидерские качества, умение решать конфликтные ситуации, публичные выступления, нетворкинг и ведение переговоров. Это названия популярных бизнес-тренингов, те качества, которые стремятся приобрести менеджеры крупных компаний.

Как только мы берём конкретный ценный социальный навык или установку, мы сталкиваемся с тем, что в школе он формируется неэффективно, более того, школьная среда может подарить кучу вредных привычек, избавиться от которых будет невероятно сложно.

  1. Работа в команде?

Максимум командности, которую обеспечивает школа, — работа на лабораторных по химии в группах два-три человека. Но работа в команде подразумевает самостоятельную разработку плана действий, распределение ролей, ответственность за результат. К сожалению, в процессе выполнения лабораторной работы руководит процессом всё-таки учитель, а задания выполняются по регламенту, который прописан в методичке. К тому же в школьных занятиях не предусмотрена цель, в которой заинтересованы все участники процесса. Система выстроена так, что самый заинтересованный персонаж здесь — учитель.

Лидерские качества?

Разделение класса на лидеров и аутсайдеров происходит по законам джунглей. Сильные особи, воспитанные в суровых условиях кулачных поединков и крепкого словца, выбиваются в неформальные лидеры класса. Слабые — записываются в «ботаники» или стараются не быть слишком заметными. Популяция середнячков, которым школьная программа и школьное мироустройство приходится в самый раз, находится в скромном меньшинстве.

Часто школьные звёзды гаснут при выходе в большую жизнь: в цивилизованном обществе за доказательство физического превосходства можно оказаться за решёткой, а не наверху пищевой цепочки.

Публичные выступления?

«Ага! Публичные выступления — это именно тот навык, который формируется при ответе у доски!» — скажете вы. Но не тут-то было. Давайте посчитаем: в среднем, на ответы у доски уходит 15 минут урока. В лучшем случае это 90 минут в день. Три минуты на каждого ученика. Какие хоть сколько-нибудь внятные навыки можно сформировать за три минуты?

А теперь вспомним, что публичные выступления — это когда ты рассказываешь что-то содержательное по теме, вовлекаешь в обсуждение и делаешь выступление интересным, отвечаешь на вопросы и аргументируешь. В школе эта ситуация до смешного искажена: перед тобой аудитория в 30 человек, которым абсолютно всё равно, что ты говоришь, а слушает тебя только учитель. Эдакий опрос при свидетелях.

Умение решать конфликтные ситуации?

Отчего в классе обычно возникают конфронтации? Школьники, которым нечего делать начинают «дружить против кого-то». Скука толкает на самые разные поступки — от «пойдём выйдем на перемене» до немой забастовки класса против ученика. И причины могут быть разные: ботинки слишком яркого оттенка или увлечение учёбой. Как опыт такого несодержательного конфликта может пригодиться в жизни? Школа не учит последовательно и разумно подходить к решению конфликтных ситуаций. Она учит не высовываться, не быть белой вороной, держать своё мнение при себе.

Нетворкинг и ведение переговоров?

Вернёмся к организации учебного процесса: на общение в школе отведены 10-15 минут на перемене. Перейти из кабинета в кабинет, сходить в столовую, перекинуться парой слов с соседом по парте — когда здесь учиться выстраивать эффективную коммуникацию?

Школьный класс — случайная группа детей одного возраста, в которой участники оказываются, по сути, принудительно. Из года в год состав коллектива если и меняется, то совершенно незначительно. Это крайне ограниченный социальный опыт, и роли в группе остаются здесь неизменными долгими годы. Из взрослых, которых можно использовать в качестве ролевых моделей, — только учителя, демонстрирующие довольно скудный репертуар социальных ситуаций. Больше это похоже на изоляцию, чем на адаптацию к «большой жизни».

Поэтому, когда услышите, что кто-то собирается в школу, обязательно спросите: «А как же социализация?»

Автор: Сергей Пархоменко

Источник: mel.fm


Комментарии (0)

Понравилась статья?

Пожалуйста, оставьте комментарий!

Войдите через удобную соц.сеть

Animal
Войти

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации.

Выслать
Регистрация

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить