Вообразите, что вы принесли малышу новую игрушку — обычную детскую пирамидку — садитесь рядом и предлагаете поиграть с ней. Пирамидка стоит перед ребёнком, он разглядывает её, но не трогает. Через какое время вы начнёте показывать, как она разбирается? Через одну, пять, десять секунд?
Хорошо, вы показали, как пирамидка разбирается, теперь она лежит разобранная. Малыш взял один диск и надел на палец. Снял с пальца, бросил — и потерял интерес к пирамидке, потянулся к книжке, лежащей поблизости. Ваши действия?
Или не потерял интерес, а стал надевать на пальцы и остальные диски. Или попытался надеть диск на пирамидку, но у него не получилось это сделать сразу. Или надел диски на пирамидку, но не соблюдая порядок по размеру. Ваши действия?
Большинство родителей вмешиваются сразу же, как только что-то идёт не так, как «положено». Пирамидка принесена — значит, ребёнок должен ей заниматься («стой, гляди, вот так разбирается… нет, погоди, книжка потом, смотри какая пирамидка!») Пирамидка разобрана — значит, ребенок должен надевать диски обратно («давай снимем с пальчика и наденем вот сюда… погоди… вот я тебе помогу, вот так надевается… давай следующий диск…»)
Это выглядит примерно как поход в гости к классической «любящей бабушке», которая ставит угощение на стол и пытается скормить его любимым внукам, невзирая ни на что: «А что же это холодец не кушаешь? Давай я тебе положу… И пирожки попробуй, вот хотя бы по одному, вот с капустой, вот с вишней, вот с яблоками…» Все оправдания игнорируются — холодец и пирожки должны быть съедены!
Так что же — поставить пирамидку и сидеть молча, ничего не делая? Смотря чего вы хотите добиться. Воспитываем послушного человека, который беспрекословно выполняет указания, даже если не видит в них никакого смысла? Тогда да, нужно пошагово говорить, что он должен делать, добиваясь выполнения.
Или хотим, чтобы у него было желание учиться? Чтобы был самостоятельным и умел принимать решения? Выдвигать гипотезы и проверять их? Быть настойчивым в достижении результата? Имел какие-то собственные интересы, был любознательным? Тогда для этого нужно чуть больше «личного пространства».
Участие взрослого в игре, конечно же, совсем нелишнее. Во-первых, родителю и ребёнку приятно проводить время вместе, занимаясь общим делом, и это очень важно и нужно для обоих. Во-вторых, взрослый может обогащать процесс игры, участвуя в ней совместно с ребёнком, а не указывая тому, что делать.
Важно, чтобы это участие оставляло ребёнку возможность самому сориентироваться, заинтересоваться, попробовать, ошибиться, придумать способ и т. д. Взрослый может вообще не показывать, что пирамидка разбирается, оставив ребёнку самому дойти до этого, а может, наоборот, пирамидку сразу же разобрать и собрать. Важно, чтобы ребёнок после этого мог захотеть другого, например, положить пирамидку в грузовик и катать его за верёвочку — и никто не оспаривал бы это его право, мол, «смотри, как нужно с ней играть!»
Комментарии (0)
Понравилась статья?