Зачем заниматься физикой с малышами

«Они же всё равно ничего не понимают»

Когда я делал посты про наш домашний кружок для сына и его друзей, мне часто писали в комментариях, что физические эксперименты для дошкольников — чистое баловство, и все мои попытки помочь детям сделать какие-то выводы за счёт наглядности и объяснений бесполезны и не соответствуют возрасту. Мол, лучше бы занялись прописями и счётом — больше пользы было бы.

Физические эксперименты для детей 5–10 лет воспринимаются, скорее, как развлечение. Ну, что-то вроде игры в доктора: всем понятно, что содержательно к медицине это не имеет отношения. Разве что такая сюжетно-ролевая игра может как-то повлиять на их интерес к этой области в будущем.

От «физики для малышей» у большинства взрослых примерно такие же ожидания. Мол, главное, что это увлекает детей и как-то связано с чем-то хорошим — а настоящей физикой они займутся уже в школе! Ведь как можно им что-то объяснить, если они даже единиц измерения не знают, умножать не умеют и с трудом осваивают абстрактные понятия?

При таком подходе к «малышковой» физике эксперименты выбираются так, чтобы они были похожими на фокусы — так строится популярный формат «научных шоу». Нужно что-то поражающее воображение, зрелищное, завораживающее: жидкий азот, разноцветные слаймы с блёстками, молнии из трансформатора Теслы. Я и сам люблю фокусы, шоу и когда дети чем-то увлечены, но тут важно не заблуждаться в том, какой результат мы получаем.
 
 
На выходе не подразумевается, что ребёнок вынес какое-то понимание физических процессов — от «научного» тут почти ничего нет, только «шоу». Если и есть какие-то объяснения, то они поверхностные, номинальные. Будто бы нам убедительно и эмоционально рассказали что-то сложное: сначала возникло ощущение понимания, но потом кому-то другому объяснить это никак не получается.

На самом деле, дети активно исследуют физику буквально с пелёнок. Они хватают, бросают, рвут и ломают не потому, что любят хаос — они таким образом активно исследуют свойства предметов и мира вокруг. Это настоящая экспериментальная физика, когда маленький исследователь настойчиво постигает закономерности в окружающих физических процессах и ищет их причины.

К сожалению, школьная физика высокомерно отрицает любую связь с этой исследовательской активностью детей в реальном мире. Бросать что-то с балкона и наблюдать, куда оно упадёт — баловство и хулиганство. А вот выучить наизусть определения из раздела «Закон всемирного тяготения» — благое дело! Но именно те дети, которые каким-то чудом сохраняют способность чувствовать эту связь практики на балконе и теории из учебника, и становятся самыми «одарёнными в физике». Они понимают, как это работает, и могут вообразить в голове, «что будет, если одновременно бросить камешек и пёрышко».

«Физика для малышей» может не только развлекать, но и действительно формировать представления о физических законах, свойствах мира вокруг, причинно-следственных связях. Да, пока что без формул, но вполне содержательно. При этом, что меня поразило, это может оставаться в памяти на всю жизнь.

Когда мой сын Никита учился в седьмом классе, неожиданно для меня выяснилось, что он прекрасно помнит все эксперименты, которые с ним проводили 8 лет назад, когда он ещё не ходил в школу. Выяснилось это, когда он пересказывал какую-то тему из учебника и привёл пример: «Ну, это как когда мы проводили опыт с яйцом и бутылкой», — так, как будто это было вчера.

Как заниматься с детьми физикой так, чтобы это приносило максимум пользы для их образования в будущем?

1. Не спешите всё объяснять

Как мы привыкли в школе? Сначала теория, потом практика. Но современная педагогика показывает, что обучение бывает намного более продуктивным, если двигаться прямо в противоположном направлении: сначала опыт, а потом обобщения и выводы. А если такие выводы будут догадкой ребёнка, его «личным открытием», то это будет намного более качественным, содержательным и прочным знанием.

К примеру, в теме «Плавучесть» мы играем с детьми в «Плавает или тонет». У нас целая корзина разных предметов: там детали из разных видов пластика, металла, деревяшки нескольких видов, кусочки разных овощей и фруктов, сухие макароны и так далее. Нужно выбрать какой-то предмет и предположить, останется он на поверхности или пойдёт ко дну. Если перед нами пробка или утёнок для ванной, то угадать легко. Гайка или металлическая машинка — тоже. А вот с картошкой или пластиковой шайбой всё не так просто! От чего же это зависит?

А теперь возьмём ёмкость с растительным маслом и посмотрим, что будет плавать и тонуть здесь. Нашлись предметы, которые в воде плавали, а в масле тонут! А если налить масло в воду? Ого, масло оказывается сверху! Обсуждать тему плавучести и плотности теперь можно намного предметнее. И, конечно же, проверять свои идеи в дальнейших экспериментах.

2. Не обязательно нужна лаборатория с оборудованием

Когда смотришь на ютьюбе зрелищные опыты со взрывами, жидким азотом, лабораторными установками, то возникает вопрос: «Что из этого можно сделать дома?» Удивительно, как много экспериментов можно сделать в домашних условиях, иногда даже при минимальной подготовке!

Для своей домашней экспериментальной лаборатории можно использовать самые простые вещи: 80% из них есть дома прямо сейчас, а оставшиеся легко купить в ближайшем супермаркете. Когда я стал проводить занятия, то обнаружил, что с помощью таких вещей, как свечка, трубочка для коктейля, пластиковая бутылка, пластилин и проволока можно проводить десятки экспериментов на самые разные темы. Часто в ход идут и продукты, вроде картошки, яиц или молока.

Смешно бывает обнаружить, что в магазине за тысячу рублей продаётся экспериментальный набор, когда ты неделю назад делал ровно такой же эксперимент дома, потратив на нужные компоненты 50 рублей и отвинтив на время шланг для душа.

 

3. Исследуйте одно явление в разных экспериментах

Вот бумажные спирали крутятся над свечкой от восходящего горячего воздуха. А вот мы попробовали держать такую же спираль над включенной электроплитой. А теперь можно наполнить полиэтиленовый пакет горячим воздухом, и он на наших глазах поднимается вверх! И тут ребёнок уже начинает догадываться, что эти вещи как-то связаны, у них есть что-то общее.

Классно, если получается построить буквально всё обучение не через абстрактные объяснения, а через цепочку экспериментов, которые позволяют буквально «ощупать» физическое явление с разных сторон. К примеру, мы видим, что горячий воздух поднимается вверх. Почему это происходит? Давай возьмём воздушный шарик, нагреем его и измерим размер. Как, он увеличился? То есть горячий воздух расширяется и занимает больше места!

Сделав цепочку из нескольких экспериментов, связанных с одним физическим явлением, ребёнок часто сам может обобщить свои наблюдения и прийти к выводам. Иногда дети сами подсказывают, что можно сделать, чтобы проверить новые гипотезы: «Если при нагревании шарик увеличился, то что будет при охлаждении? Давайте положим его в морозилку!»

4. Давайте всё «потрогать» и сделать своими руками

На обычных уроках эксперименты часто показывает преподаватель около доски. Ведь это намного проще, чем дать каждому ребёнку возможность сделать что-то собственными руками. При таком подходе дошкольники теряют внимание спустя считанные минуты. Но как только они получают возможность что-то делать самостоятельно, то превращаются в самых вовлечённых и заинтересованных людей на свете!

В роли родителя многие тоже склонны сказать что-то вроде: «Давай я сам покажу, а то ты всё разольёшь!». Спору нет: что-то действительно может быть разлито, рассыпано или сломано. Но важно помнить, что ценность занятия прямо пропорциональна тому, насколько ребёнок в нём участвует.

Вот у нас небольшой баллон с гелием, и я показываю, как им пользоваться: полиэтиленовый пакет с гелием летит к потолку, дети смотрят. А вот ребёнок берёт ещё один пакет, надевает его на носик. Я помогаю плотнее прижать его, объясняю, как дозировать подачу газа. Малыш слышит, как по мере открытия крана зашипел газ. Он ощущает, как что-то невидимое зашевелило пакет в его руке. Видит, как пакет стал расправляться, чувствует, как он стал «всплывать» и тянет вверх. Чувствует усилие, с которым он стремиться взлететь. Это оставляет намного более яркий и качественный след в его мозгу, чем просто пассивное наблюдение.

Естественно, от участия детей в экспериментах много хлопот: они разливают, рассыпают, рвут, путают и всё в этом духе. Это неизбежно: смысл экспериментов именно в том, чтобы они действовали достаточно свободно. Просто нужно быть заранее к этому готовым. Если что-то может быть пролито — я заранее принесу ведро и тряпку, если стол может быть залит парафином — положу фанеру или плёнку. Но всё сделанное собственными руками намного интереснее и производит намного большее впечатление!

5. Каждому ребёнку — собственный эксперимент

Детям ещё интереснее проводить занятия вместе, в группе, когда можно обмениваться эмоциями и впечатлениями. Но когда дети начинают «делить», чья сейчас очередь, и наперегонки тянуться к инвентарю, то это разрушает процесс. Не говоря уже о том, что если они пытаются схватить что-то острое или горячее, это может быть опасно.

По возможности нужно заранее предусмотреть, чтобы у каждого был свой комплект инвентаря, с которым можно сделать эксперимент: отдельные трубочки, стаканы, ножницы, свечи и прочее. Да, это требует подготовки, но результат того всегда стоит! Когда мы делали «Диск на воздушной подушке», мне пришлось предусмотрительно купить десяток упаковок клея-карандаша и найти все старые диски с драйверами от электроники. Но у каждого получилась своя установка, которую можно было запускать как хочется!

Для некоторых экспериментов так сделать не получается. Например, мы добывали огонь с помощью шуруповёрта, а он у меня только один. Тут можно сразу договориться о том, что все пробуем по одному разу по очереди, или о том, что делаем разные этапы. Это же касается и потенциально опасных экспериментов, где можно получить травму при полностью самостоятельной работе.

6. Безопасность прежде всего

Тут всё просто: всегда старайтесь предусмотреть худший вариант развития событий и учите детей технике безопасности. Я сторонник той точки зрения, что безопаснее учить детей обращаться со спичками, чем прятать их.

Если у вас эксперименты с огнём, уберите легковоспламеняющиеся вещи, заколите распущенные волосы, подготовьте ведро с водой, автомобильный огнетушитель или войлочное одеяло. Для многих опытов не лишними будут защитные очки и перчатки.

Заодно объясните детям все эти меры безопасности и их важность. Совместные эксперименты — это отличный повод, чтобы прививать детям представления о том, что некоторые вещи при неправильном использовании могут быть опасными. Например, из-за нарушения элементарных правил каждый год тысячи людей попадают в травмпункты после запуска пиротехники.

Или когда мы первый раз используем столовый уксус или спирт для запуска ракеты, я объясню, что незнакомые жидкости нельзя пробовать и трогать руками, а ещё они не должны попадать в глаза. И, конечно, все жидкости перед занятием разбавлю до безопасной концентрации.

Если нам для опытов с преломлением света нужна лазерная указка, я сначала покажу, как с ней обращаться, чтобы не попасть лучом в глаз. Дети охотно воспринимают эту информацию, ведь это имеет прямое отношение к интересному для них делу. В будущем это сделает их осторожнее в разных жизненных ситуациях.

 

7. Обсуждаем и делаем выводы

Часто взрослый, проведя с детьми эксперимент, сразу же с упоением начинает объяснять, что и почему произошло. Конечно, всем нравится чувствовать себя компетентными, когда их внимательно слушают. А ещё сложился определённый стереотип: если ты преподаватель, то должен что-то объяснять, иначе в чём смысл всего, что тут происходит вообще и твоего участия в частности?

Наверное, главная вещь, которую я усвоил за свою карьеру в качестве бизнес-тренера (да, я не только детской педагогикой занимался): важны не те выводы, которые озвучишь ты, а те выводы, которые сделают участники из игр, обсуждений, бизнес-симуляций и всего остального. В работе с детьми это уж точно не менее значимо.

Первое, чему важно научить маленьких исследователей — строить и проверять гипотезы. Обратите внимание: важна не правильность выводов. Важно научить детей в принципе строить и проверять гипотезы. И чем больше гипотез, тем лучше, и в этом плане абсолютно не важно, правильные они или нет. Именно способность генерировать и оценивать гипотезы формирует содержательное понимание физики.

К примеру, яйцо плавает в обычной воде, но стоит воду как следует посолить — яйцо всплывает. Мой сын Никита говорит: «Наверное, яйцо как-то магнитится с солёной водой». Достаём магнит, проверяем магнитные свойства яйца и солёной воды — ничего не происходит. «Может быть, какая-то химическая реакция, вон, какие-то пузырьки на яйце?» Плотно упаковываем яйцо в слой стрейч-плёнки — всё равно срабатывает. В итоге мы доходим до того, что взвешиваем стакан солёной воды и такой же стакан обычной воды — и выясняется, что у них разный вес!

Смысл заниматься с детьми физикой не только в том, чтобы они усвоили какие-то физические законы, закономерности. Это тоже очень важно и поможет им в школьном обучении. Но не менее важен ещё и тот критический, гибкий, активный стиль мышления, который формируется в ходе таких занятий.

За что бы ребёнок ни брался, что бы ни изучал, вопросы вроде «а откуда это берётся?», «почему это так?», «это всегда так работает?» будут помогать ему системно увязывать всю новую информацию и активно дополнять её до полной картины.

Подробнее о том, как заниматься физикой с детьми, я рассказываю здесь :)

Комментарии (0)

comment.username

Понравилась статья?

Пожалуйста, оставьте комментарий!

Войдите через ВКонтакте

Вход

Нет аккаунта?
Войти

Восстановить пароль

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации

Восстановить

Регистрация

Уже зарегистрированы?
Зарегистрироваться
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить