Играть

6 итогов работы с доской Baby-SCRUM, или нельзя заставить ребёнка управлять его делами

 

Можно только научить

Первая статья про наш домашний Baby-SCRUM привлекла много внимания в социальных сетях. Меня даже пригласили на конференцию для родителей и педагогов, чтобы я подробнее рассказал об этом. Люди писали вопросы мне в личку соцсетей, показывали фотографии своих досок и спрашивали, что улучшить. Было предложение сделать онлайн-курс на эту тему (возможно, я его сделаю). Видимо, тема оказалась ещё горячее, чем я думал.

Сергей Пархоменко с сыном.

Самый частый вопрос: «Как заставить ребёнка использовать эту систему?». Ребята, «заставить» — крайне неподходящее слово! Вы завязнете на пути взаимных манипуляций, взяток, саботажа, подкупа, шантажа и наказаний.

Развитие навыков управления своими делами, временем, ресурсами — это, по сути, обучение осознанному управлению своей жизнью. Весь этот Baby-SCRUM придуман не для того, чтобы сделать ребёнка удобным исполнителем, а чтобы он стал деятельным организатором.

Попытался сформулировать какие-то правила, важные вещи, которые стоит знать родителю, заинтересованному в том, чтобы Baby-SCRUM заработал.

1. Невозможно научить ребёнка быть организованным, не показывая, как это работает

Это как с рюмкой в руке рассуждать о вреде алкоголя: так мы можем научить только тому, как с рюмкой в руке рассуждать о вреде алкоголя.

Никто не идеален, но, как минимум, нужно научиться обращать внимание на противоречия между тем, что мы говорим ребёнку, и тем, что делаем сами. Часто это очень простые и привычные вещи — когда мы бросаем одежду на кресло, вместо того чтобы сложить её в шкаф, или регулярно опаздываем с ребёнком на занятия.

Хорошая новость состоит в том, что появляется дополнительный стимул быть более организованными и получать все выгоды от этого! Вешая для ребёнка напоминание на входной двери «не забудь телефон», можно заодно и для себя повесить что-то полезное, «держи осанку» или «проверь почтовый ящик».

На нашей SCRUM-доске, кроме дел Никиты, есть и мои стикеры с домашними делами, а потом появились и стикеры остальных членов семьи.

2. Обучение навыкам самоорганизации требует непрерывного внимания

К примеру, если мы учимся планировать дела на день, значит, каждый вечер нам нужно смотреть, что сделано сегодня, а что мы планируем на завтра. Это занимает несколько минут, но именно регулярность создаёт правильный настрой, правильные установки и, в конечном счёте, эффективные привычки.

Естественно, не нужно впадать в крайности: «Ой, раз мы пропустили сегодня планирование, значит, ничего не получается, всё, бросаем это дело» или «Неважно, что у тебя температура 39, нам нужно планировать». Но и браться за это хаотично, от случая к случаю, смысла не имеет.

3. Изменения нужно проводить постепенно (очень постепенно)

«С завтрашнего дня начну новую жизнь, буду бегать каждый день 10 километров!». В 99% случаев это ни к чему не приведёт. А вот «для начала буду парковать машину на той стороне сквера и делать лишнюю тысячу шагов каждый день» — будет работать легко и просто. 

Навыки самоорганизации, которые мы хотим внедрить в жизнь ребёнка, нужно разбить на десятки маленьких кусочков, компонентов. Освоение каждого из них должно быть максимально органичным и не требующим кардинальной перестройки уже сложившегося порядка вещей.

К примеру, когда перед поездкой ребёнок составляет список, он на своём опыте убеждается, что списки очень удобны. Или мы можем поставить с ним напоминание на телефон, чтобы вовремя почистить зубы и оставить время на совместное чтение книжки.

4. Ребёнок должен получать пользу от самоорганизации

Если мы будем заботиться только о том, чтобы делать свою жизнь проще, ничего не выйдет. Например, я говорю Никите: «Я хочу, чтобы у тебя оставалось время поиграть на компьютере, погулять, почитать, сделать вещи, которые тебе нравятся. Для этого мы и учимся контролировать твои дела, управлять ими».

Если мы хотим, чтобы ребёнок просто успевал делать больше нужных нам дел, то вряд ли это вызовет у него энтузиазм и желание учиться таким навыкам.

Сделайте фотографии комнаты с бардаком и комнаты после уборки. Обсудите с ребёнком, где удобнее и приятнее жить, в каких вещах ему важно постоянно поддерживать порядок.

5. Навыки самоорганизации нельзя внедрить в приказном порядке

Весь процесс нужно выстраивать совместно, уважительно. Если возникает необходимость в ограничениях, хорошо бы вместе обдумать правила на этот счёт. Всё должно строиться не на цепочке непрерывных указаний и директив.

Важно, чтобы процесс планирования был совместным, а по важным моментам были оговорены правила.

Например, у нас камнем преткновения было «компьютерное» и «игровое» время. Пока не были обсуждены и приняты чёткие правила, это было постоянным источником конфликтов и взаимных претензий. В итоге мы договорились, что Никита может приступать к развлечениям только после выполнения обязательных дел (у нас оговорены лимиты по времени).

6. Прекратить дёргать и напоминать

Да, да, опять это! Каждый раз, когда вы прямо указываете на какое-то дело, вы двигаетесь в противоположную сторону. Держите в голове, что мы, прежде всего, учим ребёнка управлять делами. Мы хотим, чтобы он понимал свой план на день, умел фокусироваться на делах, знал, за что и в какой момент браться.

Чаще всего я прошу Никиту свериться со SCRUM-доской или напоминаю о ситуации: «Мы скоро собираемся ехать, у тебя всё готово?». Если я вижу, что ему тяжело, могу предложить свою помощь.

Недавно Никита читал книжку, но ему было поручено сходить за хлебом. Он сказал: «Да-да, сейчас». Я не напоминал больше, а просто засёк время. Через 15 минут я подошёл к нему и мы обсудили, почему это «да-да сейчас» не сработало, и как нам лучше поступать в таких случаях.

Комментарии (0)

Понравилась статья?

Пожалуйста, оставьте комментарий!

Войдите через удобную соц.сеть

Animal
Войти

Введите адрес электронной почты, который указывали при регистрации.

Выслать
Регистрация

Доставить корзину на почту? Это бесплатно.

Чтобы ничего не потерялось, сохраните выбранные товары.
Отправить